Тарас Шевченко про Мартина Лютера: «Орел из-за облака…»

Такими словами назвал Тарас Шевченко (Еретик, 1845) национального подвижника немецкого народа, его образования, культуры, языка, музыки, Церкви Мартина Лютера. С его жизнью и деятельностью связана нынешнее юбилейное событие – 500-летие Реформации. Поэтому перевернем, хотя бы, некоторые страницы биографии этого незаурядного человека, который по сей день привлекает внимание мировой (светской, научной, богословской, церковной) общины.

Он не плыл по течению

Мартин Лютер (Luther) (10 ноября 1483-17 февраля 1546) – теолог, культурный и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма, в частности течения, которое получило название – лютеранство. Впрочем, лично Мартин решительно возражал против использования термина «лютеране» в отношении своих последователей. «Как могу я, старый, вонючий труп, которым являюсь на самом деле, дойти до того, что дети Христовы называют себя моим отвратительным именем? Нет, дорогие друзья, так не годится; давайте отбросим эти сектантские названия и будем называть себя христианами, в честь Того, Чье учение мы имеем». Кстати, на то время Мартину было только 39 лет!!!

Родился он в Ейслебени (Саксония). Его родственники работали в сельском хозяйстве, впоследствии приобрели несколько предприятий, которые добывали полезные ископаемые, а затем переселились в Мансфельд. Здесь Ганс Лютер (отец Мартина) стал членом городского совета. В 14 лет Мартин окончил латинскую начальную школу. Продолжил обучение в монастырской школе (Магдебург), а отсюда отправился в городскую школу Эйзенаха. В последней пришлось обеспечивать себе проживание пением благочестивых стихов перед окнами местных богачей.

На протяжении 1501-1505 годов учился в Ерфуртском университете. Изучал философию, природоведение, математику, право, теологию. Получил степень магистра «свободных искусств»), имел намерения изучать юриспруденцию. Казалось, по этой дороге жизни прошло немало поколений, многие из них получили земные лавры славы, признания, утвердились как личности. Поэтому Мартину нужно было приложить определенные усилия в практической работе (службе), решить семейные дела, наработать соответствующие состояния и плыть по течению времени. Но с ним и дальше все было не так, не традиционно, небуденно, одним словом, иначе.

Он все больше углублялся в труды классиков мировой и немецкой литературы, философии, теологии. После университетских студий начал читать лекции по физике и этике Аристотеля. Однажды во время сильной грозы ощутил острое чувство страха (его чуть не ударила молния) перед гневом Господним. Вспомнил, что его мать Маргарита неоднократно говорила якобы ведьма умертвила одного из ее детей. Мартин постоянно испытывал страх, чтобы дьявол не соблазнил его. Тогда же внезапно и против воли отца (!) подался в августинской монастырь Эрфурта, пообещав св. Анне стать монахом.

Через 15 дней его приняли в братство августинских монахов. Он отдался всем переживанием и невзгодам аскетической действительности. Стремился избавиться от осознания своей греховности и «руками получить милость Божию». Бог в воображении Мартина виделся как Страшный Судья; стремление к Его умилостивлению выполнением всех предписаний праведной жизни вызвало осознание бессилия, ничтожности человека.

Лютер не нашел душевного покоя в учениях своей Церкви и в монастырской практике обуздания плоти. Из Библии узнал, что Бог бескорыстно прощает грехи ради Христа, и что он также имеет это прощение через веру в Божьи обетования. Он обнаружил, что в тогдашней Церкви проникло много фальшивых учений и обычаев. Став доктором богословия, начал учить и проповедовать то, что сам узнал из Библии.

Ревностного монаха заприметил генеральный викарий ордена Штаупиц, один из представителей мистико-библейского направлении. В 1508-м он привлек Мартина в университет (преподавал философию морали) в Виттенберге, а впоследствии согласовал его проповедническую деятельность на церковной кафедре. Постепенно Лютер проникся мыслями, что своими проповедями, притчами, личными страданиями Иисус Христос не пугает людей, а утешает их, способствует возрождению их души. Спасение человека обосновывается исключительно верой в заступничество Христа без никакой ее личной заслуги.

Священник, который отрицал, но верил

В 1511-м Лютер посетил по делам ордена Рим, тогда же побывал во многих храмах и монастырях «вечного города». Одновременно испытал немало иллюзий относительно существующих церковных структур. Получил рукоположение в сан священника, в 1512-м стал профессором библеистики в университете Виттенберга, должность, в которой был до конца жизни. Здесь он встретил верного друга – Филиппа Мелахтона, который впоследствии стал теоретиком протестантизма, вождем Реформации после кончины ее основателя. Подружился также с известным живописцем и графиком Лукасом Кранахом, который создал немало его портретов.

Длительные размышления над путями спасения, изучение и исследование Священного Писания (Библии) и трудов средневековых немецких мистиков привели его отход от существующей доктрины оправдания средством «добрых дел». Лютер постепенно переходит к обоснованию христианского спасения через утверждение «личной веры» как единственного и достаточного средства обретения каждым человеком божественной благодати. За ним, лишь Божья милость является основой для спасения и оправдания человека. Только она прощает грехи и тех, кто принимает Христа верой, наделяет праведностью Христовой. «…Праведность Божья открывается в ней из веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Римлянам 1:17).

Наши дела, учил Лютер, не имеют ничего общего с нашим спасением. Добрые дела являются результатами или плодами нашего спасения, но никогда не частью спасения. Он проводил разницу между «делами Закона», которые совершались в состоянии неверия и не давали спасения, и «делами веры», которые являются доказательством нашего оправдания Богом. Искренние добрые дела перечислены в 10 заповедях. Эти убеждения он изложил в своих 95-ти тезисах, обнародованных 31 октября 1517-го. Их сердцевиной стала безальтернативная сокрушительная критика торговли «небесными сокровищами» как нарушение тогдашней Церковью буквы и духа Священного Писания.

Тезисы особым образом были направлены против индульгенций, церковных грамот, которые Церковь продавала, якобы, для освобождения людей от чистилища за определенную сумму денег, внесенных в казну. Впоследствии они подчеркивали, что sola scriptura (только Писание) является авторитетом для людей. Тезисы разослали церковным властным структурам и друзьям. Местный епископ на них не ответил. Архиепископ Майнцький отослал тезисы Лютера Папе и открыл против него процесс в Риме. Из Рима на тезисы ответили бранью и проклятием. Лев X объявил в булле экскоммуникации – отлучение Лютера от Церкви. Однако курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый отказался выдать Лютера Папе.

Дело передали на рассмотрение кардиналу Каетану, который отправлялся на Аугсбургский сейм (октябрь 1518). Здесь на требование произнести всего 6 букв (revoco – отрекаюсь) Лютер ответил отказом. Избегая ареста, бежал ночью из города. Папа, не желая раздражать покровителя Лютера накануне выборов императора, попытался повлиять на него через своего камергера. Ему действительно удалось убедить Лютера (январь 1519) написать Папе письмо и передать исследования спора одному из немецких прелатов.

По общей договоренности, Лютер пока хранил молчание, так же как и по условленности его оппоненты. Однако, временное примирение имело только внешний характер. Спор вновь обострился дискуссией в Лейпциге. Здесь в острых дебатах Лютер доказывал, что папский примат существует всего 400 лет, ссылаясь одновременно на греческую Церковь, которая не признает его. Оппоненты обвинили Лютера, что он придерживается взглядов Яна Гуса, которые отвергнуты собором. Лютер ответил, что в учении Гуса содержатся истинно христианские принципы и авторитет соборных решений нельзя считать безусловными. Спор оборвался…

В оппозиции

Вскоре Лютер очутился в немецкой просветительской и политической оппозиции. Одновременно Базельская типография Фробена распространила его работы в Швейцарии, Франции, Англии, Нидерландах. Он постепенно получал признание среди различных слоев населения Европы. В его адрес поступало немало коллективных и индивидуальных одобрений в письмах, в устных беседах в различных средах. Его взгляды, оценки звучали авторитетно, поддерживались общественным мнением.

В 1520-ом вышли самые смелые материалы – отдельные статьи и памфлеты Лютера. Он анализирует сложные, жизненные проблемы, которые волновали немецкую нацию. Ему кажется, что с открытием истинной основы спасения все общественные отношения и понятия должны быть перестроены. В обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер отверг, как неугодную Святому Писанию, разницу званий светского и духовного, исключительное право Папы толковать Библию.

«Все христиане – священники» и волей всей общины должны назначаться и смещаться духовные лица; они должны подчиняться светской власти. Любой христианин, в силу своего священства, имеет право и обязан уяснить себе веру на основании Писания. Преобразования (принятие реформ) Лютер ждал от всеобщего свободного собора; Папу, по его мнению, следует лишить светских прав и посадить за молитвенник, уменьшить численность кардинальского сообщества. Безбрачие священников отрицается как требование «дьявольской тирании»; суд Рима над немецкой церковью должен быть прекращен, индульгенции, церковные наказания, богомолья, лишние праздники следует исключить.

Лютер требовал осуществления социальной реформы – ликвидации нищеты, введение опекунства над немощными, старшими по возрасту людьми, сиротами. Угрожал богачам и юристам, ратовал за приумножение «земледельцев и сокращение купцов», римское право должно уступить Святому Писанию. Провозглашал требование веротерпимости, настаивал на борьбе с идейными течениями исключительно силой слова. Предложил церковный идеал: речь шла о свободе отдельных христиан от внешних церковных влияний. Ведь «внутренний человек и Бог едины»; церковная община должна строиться на демократической основе. Опроверг, что месса это ежедневное доказательство чудотворной силы Церкви и величия священнического сана. Таинства свел к двум – крещение и причастие, выступил против аскетизма и монашества. Добрые дела человека – следствие веры в Христа, а не самостоятельный путь к спасению.

21 сентября 1520-го Папа издал буллу, осуждавшую взгляды Лютера и его единомышленников. Однако, за его поддержку высказались университеты, солидарно с ним стало немецкое духовенство. 10 декабря в присутствии студентов, перед воротами Виттенберга, он публично сжег папскую буллу. Заодно в огонь полетели и книги, что преподавали каноническое право. Император Карл V вызвал Лютера на сейм в Вормсе.

17 апреля 1521-го Лютер держал защиту на заседании рейхстага в Вормсе перед государственными чиновниками и императором. Обвиняемый положительно ответил о принадлежности ему как автору представленных работ (сюда доставили 25 томов трудов Лютера (!!!). Подтвердил, что ни от одной из них, их содержания не отказывается. На следующий день заявил, что будет настаивать на своих мыслях до того времени, пока их не оспорят на основании Святого Писания. Высказался против догмата неошибочности Папы и соборов. Тогда же сказал: «Hier stehe ich; ich kann nicht anders; Gott helfe mir, Amen!» («На том стою и не могу иначе; да поможет мне Господь, аминь!»). Сейчас эти слова начертаны на пьедестале скульптуры Лютера, стала составной частью вормського памятника Реформации. Поклонники хорошо восприняли его поведение на сейме. Зато, император объявил, что будет защищать веру предков и применит меры против бунтовщика.

8 мая было подписано совместное соглашение императора и Папы, а 26 мая объявлен эдикт, подвергающий государственной опале Лютера и его единомышленников. В это время Мартин сумел найти безопасное убежище в замке Вартбург, а император был занят войнами вне Германии. Слова эдикта остались на бумаге мертвыми буквами.

Некоторое время о Лютере распространялись различные слухи, небылицы, кое-где говорили и о его кончине. Повсеместно видели в нем мученика, его портреты украшали сиянием. А он, приняв имя дворянина Георга, тщательно работал над переводом Библии, «чтобы освободить простого человека от ее старых ошибок». Переводил Священное Писание с оригинала, доходчиво и ярким составом, который сделал ее народной книгой. Пишет воззвания и памфлеты, предсказывает в них восстание крестьян и уверяет, что «не хватило бы Рейна, чтобы потопить всех врагов Христа».

Среди людей, но не всегда за них

В Виттенберге, в университетском и бюргерском средах, началось движение против католической мессы и безбрачия священников. В Цвиккау действовали хилиастические проповедники вроде чешских таборитов. В некоторых храмах повстанцы разбили окна, перевернули алтаре; распространяли лозунги против университетской науки во имя евангельской простоты. Узнав о таких событиях, Лютер, нарушив запрет курфюрста, весной 1522-го прибывает в Виттенберг. Здесь в течение 8 дней бичует в проповедях партию крайних, выступает против насилия в деле веры. Призывает народные массы к освобождению Церкви.

В 1523-ем в памфлете «О светской власти» признает божественность власти и допускает только пассивное сопротивление тирану, хотя его обращение к немецким князьм и императору звучало довольно резко. Рекомендует властям беречься гнева Божьего. В другом материале отрицает право вооруженной взаимопомощи «господином Omnes», то есть народом. И все же сокрушительная критика, циничная насмешка над властными структурами не могли способствовать успокоению трудового люда. Лютер был убежден, что ведет непосредственную, личную борьбу с дьяволом, который мешает распространению Евангелия. А его слово – слово Христово, его суд – Божий суд.

Так, далеко не всегда Лютер разделял крестьянское движение, а тем более – лично не находился в его рядах. Его призыв к миру во время крестьянского волнения (1525) свидетельствует, что повстанцы зря рассчитывали на вестника евангельской свободы. Это обошлось в более 100 тысяч крестьянских жизней после подавления восстания Томаса Мюнцера. Во многих жалобах крестьян, их насильственных действиях он усматривает прямое противоречие Евангелию, хотя признает господ и князей далекими от христианства. Позже Лютер выступает с чрезвычайно резким материалом «против разбойников и кровопийц», предлагая властям не останавливаться перед истреблением «факелов ада» и «членов дьявола». «Как осла надо хлестать, так простой люд можно только насилием держать в повиновении».

Вопреки позиции юристов, которые оправдывали вооруженное сопротивление эксплуататорам веры, Лютер отстаивал подчинение императору. Кстати, он выступил против протестов сторонников реформы на сейме (1529). Считал правильным активное противодействие императору только со стороны всего сейма. Требовал, чтобы протестанты вследствие угрозы со стороны турок, объединились для внешней защиты империи с католиками. Человеческий разум объявил «блудницей дьявола, которая только позорит и оскверняет все, что говорит и делает Бог». Человеческую волю сравнивал с животным, которое может оседлать как Бог, так и дьявол, но которая не может самостоятельно выбирать ездового. Все происходит от Бога, а поступки безбожников от самого дьявола. Он замыкает сердце фараона и хочет смерти грешника.

Лютер стал идеологом консервативных бюргеров. Считал, что светская власть на основании «естественного права» должна охранять существующий порядок всеми средствами и тем самым служить «божественному праву». Вследствие таких сентенций Мартина Лютера гуманистические университеты постепенно становятся пустыми, он теряет поддержку гуманистов.

Отныне Лютер ограничивается организационной работой с религиозными общинами. Он отказывается от демократического принципа выборности священников народом, признает князей светскими епископами своих территорий, главами местной церковной юрисдикции и управления. Отходит от принципа свободной организации отдельных церковных общин; ратует за рекомендованный церковный порядок Виттенберга. Требует вмешательства государственной власти против «богоборчества», напоминая, что недаром власти дан Богом меч. Составляющую реформы секуляризацию церковного имущества приходилось также передать светской власти, чтобы избежать полной потери церковью конфискованных владений. Советы Лютера направить средства, изъятые из реализации отобранного имущества, на школы и бедных, свелись к минимуму. Во время богослужений, несмотря на обычаи народа, пытался сохранить в нем отдельные черты прошлого культа.

С особым вдохновением Лютер занимался церковно-просветительской деятельностью. В результате его единомышленники получили своеобразные тогдашние шедевры – сборник духовных гимнов, катехизисы, которые стали народными произведениями. Озаботился обустройством школ, которые обьединяли бы религиозное воспитание с гуманистическим учением. 1529-го доктор Мартин Лютер опубликовал Большой и Малый Катехизиси. «Катехизис (Катехизис) – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения» (Н. Пуряєва).

1530-го в Аугсбурге, на Императорском собрании было публично зачитано Аугсбурское вероисповедание, в котором изложены доктрины Лютеранской Церкви. Лютер не принимал личного участия в аугсбурских переговорах, он был против соглашения с католиками. Свои действия объяснил враждебными в отношении протестантов мерами воздействия дурных советников императора. Осуждая возмущения, он выразил убеждение, что Бог поднимет, в случае нападения католиков, нового Иуду Маккавея и они получат достойный отпор. 1537-го, когда происходили переговоры об участии протестантов в соборе (его должен был созвать Папа), Лютер наметил позиции против мессы, а одновременно сформулировал учение о евхаристии. Доказывал, что соборы не имеют права определять новые вероисповедные принципы либо обязательные обряды, ограничивающие совесть человека. Власть соборов не может быть выше прав любого священника или церковного учителя. Получив догматические соглашения, в частности относительно проблемы оправдания верой, остался недовольным этим, по его словам, «заштопаним» произведением. Не согласился с проектом временного положения (автор император!) и продолжал требовать допуска чистой и определенной проповеди евангельского учения. Выкладывая лекции в Виттенберге, Лютер прибегал к многочисленным толкований на книги Священного Писания, выдавал тексты проповедей, наставлений священников, наконец, завершил перевод Священного Писания (1534). Итак, последняя работа длилась целых 13 лет жизни и работы немецкого теолога.

Всегда большой

Биографы и исследователи творчества Лютера утверждают, что он жил открыто, пользовался почетом и вниманием со стороны князей, чувствовал себя хорошо, о чем свидетельствуют его «застольные речи». Душевные порывы молодых лет, потом бурная деятельность не огорошили в нем природной веселости, доброты, наивной искренности. Лютер был великим во времена великого пробуждения нации, великим как агитатор, смело и оригинально выражал то, что созрело в общественном сознании людей. Он был большим во время углубления в запросы простых людей, которые стремились религиозного просветления. Однако, как заключают авторы Энциклопедического словаря«: Христианство» (М., – Т. 2, 1995), он не всегда осознавал сложностей движения, в котором занимал ведущую роль. И все же в его деятельности отразились основные черты немецкой Реформации с ее местным колоритом и национальным протестом. Так, по собственному признанию, его нередко подавлял страх, что в случае ошибки, он может ввести в заблуждение массы людей. И все же неутомимо продолжал работать дальше, ища дорогу к Истине.

Последние годы жизни и труда для Лютера выдались весьма тяжелыми: время от времени он с сожалением констатировал потерю людьми ревностного отношения и внимания к Евангелию. Физически Лютер чувствовал себя все чаще утомленным жизнью, изнурительным трудом, преодолевал депрессии, причиной которых становились настоящие баталии с католическими священниками…. Утешение получал от друзей, единомышленников, сторонников, двери его дома всегда приветливо встречали голодных путешественников, которых гостили всем, что было в господе. Постоянно укреплял свое духовное состояние молитвами. Земная жизнь завершил от сердечного приступа в дороге до родного ему городка Ейслебен (18 февраля 1546). Последними его словами были: «Мы бедные – вот истина!» Похоронен Мартин Лютер в церкви Виттенберга, в которой проповедовал 38 лет !!! История преподнесла Лютера до уровня общеевропейского деятеля, но история и обогнала его. Он секуляризував религию с целью духовной христианизации мира.

Семья

Семейная жизнь Лютера сложилось. 1525-го его женой стала бывшая монахиня Катарина фон Бора. Она была младше Мартина на 16 лет. Родилась в аристократической, хоть и обедневшей, семьи Ханса фон Бора и Анны фон Хаубіц. Семейные отношения Лютер лично толковал как проявление демонстрации, окончательный разрыв с католичеством, его Церковью. В течение первых девяти лет жизни Катарина родила мужу шестерых детей: Ханса, Магдалену, Елизавету, Мартина, Пауля и Маргариту. Муж в хозяйственные дела почти не вмешивался, шутя, что дома во всем прислушивается к жене. В остальном же его ведет Святой Дух. На руки Катарины выпали все заботы относительно хозяйки (фруктовый сад, ферма, участок с прудом), ухода за детьми, моральной поддержки Мартина. По словам исследовательницы Светланы Ковбасюк, Катарина стала одной из первых женщин нового образца – жен реформаторов и ученых. Она заботилась о домашнем уюте, была частью сообщества интеллектуалов, принимала участие в научных и теологических дискуссиях.

Лютеры славились традиционной вечерей: за ней собирались все, кто жил вместе с семьей в Черном монастыре (некогда принадлежал августинцям). Здесь были родственники, студенты и коллеги Лютера, друзья и знакомые – реформаторы, гуманисты, преподаватели. С тех времен дошли до нас «Застольные беседы» – диалоги и дискуссии между Лютером и его гостями. Их активной участницей была Катарина. Она, к слову, всегда обращалась к мужу только на «Вы» и «Господин Доктор». Он называл ее «Госпожа Кете», «Святейшая госпожа Доктор» или «Утренняя звезда». Мартин и Катарина подали пример идеальной протестантской семьи, в основе которой был долг. Они вместе делили радости, вместе переживали грусть: раннюю потерю дочери Елизаветы, а затем – 13-летней Магдалены.

Мартин любил музыку, хорошо в ней ориентировался. Ему принадлежит авторство 36 духовных песен. Овладел техникой игры на лютне, имел приятный тембр и пел высоким голосом. Музыку называл «отражением совершенного небесного порядка», ставил ее на второе место после теологии. По его словам, музыка – «это дар Божий», который «прогоняет дьявола и веселит людей» (П. Котляров). Хорал «Наш Бог – могучая крепость» («Ein feste Burg ist unser Gott») (1529) – вершина музыкального наследия реформатора. Он вошел в сборники лютеран, баптистов, адвентистов, меннонитов. Музыка звучала после домашнего чтения Катехизиса. Поужинав, Мартин брал в руки лютню и вместе с семьей и соратниками пел песни, рожденные Реформацией. Созданный Лютером на основе 46 псалма Ветхого Завета хорал стал первым в хрестоматийной книге немецкого чтения как исторически первый классическое произведение немецкой литературы.

Кончина Лютера стала испытанием для Катарины. В одном из писем она писала: «…Господь забрал у меня – и не только у меня, но и у целого мира – моего любимого и достойного мужчину. И когда я об этом думаю, то от горя и слез (и Господу об этом хорошо известно) не могу ни говорить, ни попросить других записать мои слова» (С. Ковбасюк). Семья испытывала финансовые трудности, пришлось продать значительную часть недвижимости. Несчастье добавила чума, которая повлекла за собой частые переезды Катарины с детьми других городов. Во время одного из них – травмировала ногу, заболела пневмонией. 20 декабря 1553-го упокоилась в г. Торгау, куда она когда-то сбежала из монастыря.

Наследие Лютера

Исследователи считают, что оно весьма велико. И все же, выделяют три главные труда: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленение Церкви» и «О свободе христианина». С теологических позиций он выступил против тогдашней средневековой Церкви, в частности индульгенции. Он опроверг догматические притязания контроля в отношении поведения и сознания человека. Свою задачу видел в проповеди Евангелия. Христиане, по его мнению, должны руководствоваться «естественным разумом» и подчиняться светской власти. Единственное оправдание человека перед Богом – ее вера. Лютер сначала надеялся на реформу Церкви «сверху». Разочаровавшись, стал апеллировать к христианскому сообществу. Сформулировал концепцию политического освобождения немецкой нации от церковной власти, способствовал секуляризации теологии. На свет Лютер смотрел через призму «чистого христианства». Отстаивал реформы педагогического, юридического, социального, экономического, культурно-бытового характера. Спасение каждого усматривал в его собственной вере. Первым таинством считал слово Божье в Священном Писании. Верующий должен сам обратиться к источнику своей веры! Он провозгласил свободу религии: свободу убеждений, совести, благотворительных дел, служения людям.

Лютер обосновал концепцию «врожденного права», увязал необходимость просвещения с природой общества. Ввел в школьном обучении начальное, среднее и высшее образование. Отстаивал потребность в каждом селе своей школы. Школы были открыты и для девушек. Отменены телесные наказания. Преподавались древние языки, литература, поэзия, риторика. Обосновал реформу образования, языка, музыки необходимостью развития народной и национальной культуры.

Мартин Лютер и Тарас Шевченко

В одной из своих последних статей украинский ученый-филолог, эссеист Евгений Сверстюк писал: «Судя по воспоминаниям современников, Тарас Шевченко читал свои произведения даже в присутствии совершенно чужих, что в полицейском государстве не могло быть скрытым. Виктор Аскоченский, профессор и журналист, вспоминает, как он, проживая в доме генерал-губернатора Бибикова, пригласил Шевченко на чай. Между гостями был и жандармский офицер. Поэт прочитал некоторые свои произведения, в том числе и отрывки из «Еретика».

– Эх, Тарас, – испуганно сказал хозяин, – брось, не доведут тебя до добра такие плохие стихи.

А что же мне сделают? – спросил Шевченко.

– Москалем тебя сделают.

– Пусть, – ответил Тарас и, махнув рукой, начал читать еще лучшие вещи.

В тогдашней царской Российской империи Тарас Шевченко отбыл 10-летнюю ссылку рядовым солдатом без права писать и рисовать. И все же стал народным Поэтом-Пророком! В Германии – Мартин Лютер подвергся преследованиям средневековой Церкви, однако, признан национальным Героем!

Источник: http://w-n.com.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *