Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться иностранцы — мастера, а также военнопленные, которым дозволялось исповедовать свою веру.

Первые протестантские общины на территории современной России были основаны торговцами и мастерами из европейских стран, приглашенными в 1524—1533 гг. в правление великого князя Василия III, современника Лютера.

Наиболее массовое переселение протестантов произошло во время Ливонской войны, во время которой на территорию Русского царства попали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в 1556 г. в составе посольства Москву посетил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола. В 1569 г. в состав следующего посольства вошел епископ Турку Павел Юстен. Это посольство по указу Ивана IV было сослано в Муром, где и пребывало в течение 2 лет.

В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничая с руководством общины в наказании ересей (например, в конце XVII в. в Москве был казнен протестантский проповедник Квирин Кульман).

Богословское осмысление Реформации в России начинается уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причем тот, отвергая положительную программу Лютера, соглашается с ним по поводу оценки папства.

К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви.

Значительное количество христиан-протестантов переселились на постоянное место жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель в царствование Екатерины II (начиная с 1789 г.), обеспечившей приезжих значительными льготами, освобождением от военной и гражданской службы, а также полной свободой вероисповедания.

Наибольшим образом количество протестантов в России увеличилось за счет жителей территорий, присоединенных в результате войн с Ливонией и Швецией. Так, согласно Ништадскому мирному договору 1721 г. Швеция уступила территории Лифляндии, Эстляндии с островом Эзель, Ингерманландии и часть Финляндии с Выборгом. Жителям присоединенных территорий гарантировалась полная свобода вероисповедания.

Включение новых территорий в состав Российской империи происходило до начала XIX века, когда были присоединены Финляндия (1809) и Польша (1815). В дальнейшем, в результате внутренней миграции, многие протестанты из присоединенных земель переселились на свободные земли внутренней России. Этот процесс продолжался до начала XX века.

В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и других крупных торговых городах. Начиная с Петра I, делами российских иноверцев ведал Синод (позднее — Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел). В 1817 году было создано Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1832 г. Николай I утвердил Устав протестантских церквей в Российской империи. По уставу, общины избирали высший совет (конвент), следивший за соблюдением религиозных и государственных законов. Правовое положение пастора приравнивалось к дворянскому, часть его жалованья шла из казны.

К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые получили свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г.

Численность российских протестантов

В конце XIX века в Российской Империи было 7 млн протестантов (включая Финляндию и Прибалтику). К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн верующих. В середине 2000-х годов прихожанами протестантских церквей считались 2 млн россиян. В 2014 году, по оценкам религиоведов, в России насчитывалось около 3 млн протестантов.

Вместе с ростом численности верующих протестантских церквей растет их доля среди зарегистрированных Министерством юстиции религиозных объединений. Если в 1991 году протестанты составляли 3% среди всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 году это число достигло 21%. В 2012 году база данных министерства юстиции РФ содержала информацию о 4,4 тыс. протестантских религиозных объединениях.

Однако на сегодняшний день значительное число протестантских общин действуют без регистрации. К 2014 году в России действовало около 10 тысяч протестантских церквей и групп.

Празднование 500-летия Реформации в России

В течение 2014—2015 годов российские протестантские организации неоднократно обсуждали концепцию предстоящего празднования и вырабатывали его программу.

В результате было решено распределить юбилейные мероприятия на три уровня: международный, общероссийский, региональный. Они пройдут в России с апреля 2016 г. по декабрь 2017 г.

Празднования начнутся в Воронежской области, где будет отмечаться 250-летие лютеранского прихода крупной немецкой колонии Рибенсдорф в окрестностях Острогожска. С мая по декабрь 2016 года российские протестанты планируют провести серию региональных круглых столов, открытых лекций, семинаров, посвященных юбилею Реформации.

В Москве в 2017 году состоится международная конференция.

Источник: www.rublev.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *