Первосвященник Англиканской церкви скорбит, что телевидение изображает духовенство «проходимцами или идиотами»

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, первосвященник Англиканской церкви, скорбит, что телевидение изображает духовенство «проходимцами или идиотами», хотя священники в действительности «трудолюбивые, нормальные и добросовестные труженики»,

Архиепископ осудил популярный телевизионный сериал, который обрел мгновенную популярность среди зрителей благодаря колоритной женщине-викарию, причудливому составу деревенских персонажей и мягкому юмору, с которым в нем изображается деятельность Англиканской церкви. Прошло уже почти три десятилетия после выхода на экраны первого эпизода сериала «Викарий из Дибли» с талантливой актрисой Дон Френч в главной роли викария, а телесериал по-прежнему считается хитом рождественских «голубых огоньков» и телемарафонов по сбору пожертвований на благотворительные цели. Центральное телевидение во время карантина щедро перемежало очередные выпуски сериала с проповедями преподобной Джеральдины Грейнджер (Geraldine Granger).

Архиепископ Кентерберийский осудил легкомысленный образ «викария Дибли» и других священников в исполнении актеров, подчеркнув, что они своей игрой изображают духовных наставников как «проходимцев или идиотов”, тогда как в действительности все они «трудолюбивые, нормальные и добросовестные труженики, преданные своей духовной службе».

Подобные трактовки образов священников «глубоко удручают», подчеркнул Джастина Уэлби во время своего выступления перед членами Национального союза фермеров.

По словам архиепископа, он «с увлечением» посмотрел очередную серию о забавной жизни «фермы Кларксона» во время пандемии. «Очень может быть, что ходульная и насмешливая актерская трактовка образа фермера Джереми Кларксона вызывает у вас примерно те же чувства, с которыми я слежу за игрой актрисы, изображающей викария, – сказал первосвященник видным аграриям. – У тебя этот легкомысленный образ либо вызывает протест, либо ты примиряешься с ним, привыкаешь, и даже со временем становишься полностью зависимым от этой искаженной подачи. Я воспринимаю образы священников в изображении телевидения как глубоко удручающие».

Уэлби напомнил, что в свое время сам служил приходским священником целых семь лет в сельском Уорикшире, и это был самый напряженный, ответственный и самоотверженный труд за всю его жизнь. Он был рукоположен в сан священника после 11 лет работы в нефтяной промышленности. «Самая тяжелая работа, которую я когда-либо выполнял, и самая напряженная в то же время, пришлась на период служения в качестве приходского священника, – признался он в речи на Генеральном Синоде Церкви Англии в 2017 году. – Она столь трудной отчасти потому, что это служение в полном одиночестве, а служба приходского священника ненасытно требовательна, причем мне приходилось обходиться без близких помощников и коллег, а подобный труд быстро изматывает».

Преподобная Брайони Тейлор (Bryony Taylor), ректор Барлборо и Клаун в Дербишире, издала книгу «Все больше телевизионных викариев?», в которой размышляет о вымышленных образах духовных лиц в изображении телевизионных актеров. «Подобные персонажи стали заметно более отесанными и проработанными по характерам и достоверности в сравнении с 70-80-ми годами, когда они были абсолютно безликими и стереотипными, – признает Тейлор. – Сценаристы теперь умело разрабатывают образы духовных персонажей ради создания интересных историй для развлечения зрителей. Понятно, что никому не интересно смотреть телепередачи о простых и милых людях, добросовестно занимающихся повседневной службой. И потому неудивительно, что люди, пишущие сценарии подобных телешоу и сериалов, не пытаются изобразить церковь в благовидном виде и стремятся к непростым, характерным образам и интриге».

Одним из ее любимых персонажей стал викарий церкви Святого Спасителя в Хакни, сыгранный Томом Холландером в сериале «Rev» («Преподобный»), который шел на экранах с 2010 по 2014 год. «Викарий там изображен с целым рядом милых человеческих недостатков, однако ты невольно влюбляешься в него за них, – признает Тейлор. – Он всеми силами старается справиться с повседневным трудом, и я невольно разделаю его заботы и отождествляю себя с ним».

«Я стремлюсь создать персонаж, идущий вразрез с клишированным образом сельского викария, – признавался актер Холландер в то время. – Отчасти потому, что мы хотим показать Англию такой, какая она есть сейчас, со всеми ее недостатками, а не изображать некую буколическую страну за тридевять земель в тридесятом царстве, где все прекрасно и щебечут птицы. Мы хотим показать нынешнюю сложную мультикультурную и многонациональную среду внутреннего града, где все намного сложнее наших упрощенных представлений».

Тейлор также похвалила образ священника в криминальной драме «Бродчерч». «Роль сыграна весьма достоверно, – признает Тейлор. – Драма в целом показывает, как церковь может служить центром единения и взаимопомощи общины во времена великого кризиса и горя». В другой криминальной драме «Залог» в числе персонажей она отметила женщину-викария-лесбиянку. «Эту трактовка я считаю довольно пикантной, хотя она и вызвала раздражение у многих моих коллег, – говорит Тейлор. – Персонаж подан как наивно нарушающий целый ряд церковных правил, хотя в целом приятно увидеть священника-лесбиянку».

Тейлор, священница в двух сельских храмах, поддержала мнение архиепископа Уэлби о трудолюбии священников. «Это тяжкий труд в одиночестве, вне коллектива, где всегда можно рассчитывать на помощь и ободряющую шутку коллеги, как это бывает в офисе, – говорит Тейлор. – Вам приходится отвечать на множество людских нужд и ожиданий. Это огромная честь, и мне нравится помогать людям в важнейшие, поворотные моменты их жизни, а потому все мы работаем очень, очень усердно, а выстроить какие-то границы между службой и собственной жизнью почти невозможно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.