Как папа Гонорий III объявил крестовый поход против Руси и что конкретно говорится в его послании к королям Руссии

17 января 1227 года Папа Римский Гонорий III объявил против «Руссии» крестовый поход. Или он этого не делал? И правы те, кто не стремится обвинять его в разжигании религиозного конфликта с Русью? Попробуем разобраться.

Гонорий III (1150 — 18 марта 1227)

Папа Гонорий III готовит крестовый поход.

Гонорий III был избран главой апостольской церкви летом 1216 года. Говорят, к этой должности он не стремился. Однако, взойдя на папский престол, Гонорий развернул бурную деятельность. Он поставил перед собой всего две цели, но каждая из них тянула, как минимум, на административный подвиг.

Во-первых, он решил качественно повысить образовательный уровень церковнослужителей, ибо многие из них были откровенными невеждами и своими «познаниями» позорили церковь. Во-вторых, Папа хотел восстановить господство христиан на Святой Земле, а для этого нужно было организовать крестовый поход — пятый по счёту. Решение о его начале было принято на Латеранском XII Вселенском Соборе в год избрания Гонория Папой.

По мере подготовки крестового похода Гонорий столкнулся с массой трудностей организацонно-политического характера. Сначала несколько лет собирали денежные средства внутри церкви, которых, в итоге, так и не хватило. Потом Папа уговаривал то одного, то другого императора возглавить крестовый поход и обеспечить его финансовую поддержку. После провала войск Андраша II, Иоанна де Бриенна Иерусалимского, Гуго I Кипрского и Боэмунда IV Антиохийского основная ставка делалась на императора Фридриха II. Однако тот не торопился ехать в «святые Палестины» и выполнять данную когда-то клятву. Другие правители постоянно враждовали между собой…

В итоге, когда дело вроде бы сладилось и Фридрих, договорившись о браке с королевой Изабеллой II Иерусалимской, начал готовиться к походу, Гонорий III умер. Случилось это аккурат 18 марта 1227 года.

Ложная тревога

Надеюсь, вы обратили внимание, что сподвигнуть европейских государей на крестовый поход было крайне трудно. Гонорий всё своё «папство» потратил на это и не дождался результата. Организовать одновременно два крестовых похода — против мусульман и против русских — было делом неподъёмным даже для Всевышнего, не то что для его земного «наместника».

На северо-востоке Европы Гонорий, действительно, поддерживал меченосцев и тевтонов, занимавшихся окатоличиванием и завоеванием Прибалтики. Но с Русью он воевать не хотел и никого к этому не призывал. Но однажды — буквально, за два месяца до смерти — он написал странное письмо к русским князьям.

Письмо к «королям Руссии»

В нём в очень тактичной манере Папа приветствовал «всех королей Руси», обращал их внимание на то, что бог гневается и карает их за вероотступничество, и предлагал «принять легата Римской церкви, чтобы под воздействием его здравых наставлений вы постигли истину католической веры, без которой никто не спасётся…». «…Всех вас, — писал Папа, — настойчиво просим, увещеваем и умоляем, чтобы об этом желании вашем сообщили нам в посланиях и через надёжных послов».

Лишь в заключении послания Гонорий позволил себе недружественные ноты:

«Пока же, поддерживая прочный мир с христианами Ливонии и Эстонии, не мешайте распространению веры христианской и тогда не вызовите негодования божественного апостольского престола, который при желании легко может воздать вам возмездие. Но лучше, если бы, соблюдая истинное послушание и божественные обряды, при всепрощении Господнем вы заслужили бы от обоих милость и любовь. Дано в Латеране, XVI Календы февраля, год XI [понтификата нашего]».

Разъяснения историков

Научные комментаторы послания Папы Римского подчёркивают, что реальной возможности для войны с Русью у крестоносцев тогда не было. Гонорий III хотел, видимо, припугнуть князей Новгорода, Пскова, Смоленска и Полоцка, которые после битвы на Калке ожидали дальнейшего наступления монголов и могли вести переговоры о совместных действиях с ливонскими епископами и меченосцами. К 1227 году русские князья успокоились насчет монголов, а Риме этого не заметили. Поэтому Гонорий настаивал в послании на поездке в Русь своего легата (речь шла о Вильгельме Моденском) и дальнейших переговорах. «Сам факт возможного посещения легатом Руси давал надежду на то, что удастся активизировать здесь деятельность католических миссионеров».

Так что речь понтифик Гонорий вёл о мирном распространении католичества в западно-русских землях посредством миссионерской деятельности. Крестового похода не намечалось.

И последнее — Гонорий был противников военных действий против христиан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *