Казахский художник изобразил Богородицу с Младенцем в национальном облике и облачении

Казахстанский художник изобразил Богородицу с Младенцем в национальном облике и облачении, готовя триптих для единственного в Казахстане католического Богородичного храма к визиту Папы Римского Франциска в страну, который ожидается 13-15 сентября, сообщает catholicnewsagency.

Казахстанский художник Досбол Касымов заканчивает, наверное, первую в истории картину, изображающую Богоматерь Марию и Младенца Иисуса в облике коренных казахов. Он и его заказчик надеются, что Папа Римский Франциск благословит эту икону в составе триптиха во время приезда 13-15 сентября в эту страну Центральной Азии, в которой более 70% населения составляют мусульмане.

Художник поведал новостному каналу EWTN News в Алматы, что черпал вдохновение при создании образа в древней традиции любви и почитания матери, столь характерной для казахов. «Образ матери – общий и универсальный, объединяющий все человечество, – говорит Касымов. – Мы все родились, все пришли в этот мир через наших матерей». Мастер накладывает последние мазки на большую икону под названием «Мать Великой Степи». Икона создана по заказу и с благословения архиепископа Томаша Петы (Tomasz Peta), главы казахстанской католической епархии Марии Сантиссимы в Астане. Еще в августе архиепископ пообещал в интервью каналу EWTN News, что образ казахской Девы Марии и Младенца Иисуса украсит единственный в Казахстане католический храм Марии-Царицы Мира в городе Озерное, примерно в 400 км к северо-западу от Нурсултана.

Икона изображает Деву Марию в образе юной казашки, облаченной в праздничный традиционный наряд. На руках она держит маленького сына, Младенца Иисуса (тоже с подчеркнутыми казахскими чертами), облаченного в одежду взрослого мужчины – римскую тунику, символ ожидающей Его смерти, Его облачение на крестном пути.

Журналисты EWTN News встретились с художником в канун визита Папы Римского Франциска в Казахстан, в период завершения работы над образом. Касымов охотно поведал смысл многих традиционных казахских символов, которые он вписал в образ. «“Казахские орнаменты, как и все орнаменты в мире, несут свою глубинную символику, – говорит художник. – К примеру, нимб выполнен в форме звезды. В одной его части изображен цветок, в другой части звезда, а в целом в нем обозначен мотив традиционного казахского коверного орнамента «тускеиз». Нимб Младенца Иисуса несет изображение шанырака, эмблемы Казахстана [это символическое изображение несущего элемента купола юрты – решетчатой крестовины, вписанной в обод], восходящей к общему для культуры многих народов образу креста». Всемирно известный художник выражает надежду, что его работа будет воспринята народами Казахстана и мира «с любовью и теплотой, поскольку она славит, прежде всего, образ матери». «Мое личное мнение по опыту моей долгой жизни в том, что казахи глубоко толерантный народ, они легко приемлют и понимают любую культуру», — заверяет Касымов.

Этнические казахи в настоящее время исповедуют в большинстве своем ислам суннитского толка, это наиболее распространенная религия в стране. Согласно национальной переписи населения 2009 года, второй по распространенности религией является русское православие, его исповедуют более 20% граждан. По данным статистики 2008 года, в стране насчитывается также порядка 250 тысяч католиков латинского обряда, среди них много иммигрантов.

Ожидается, что в законченном триптихе будут еще по обе стороны от образа Богоматери с Младенцем створы с изображениями ангелов – также в виде этнических казахов, играющих на традиционных музыкальных инструментах. После того, как триптих получит в Нурсултане благословение Папы Римского Франциска (который, как ожидается, посетит там VII съезд лидеров мировых и традиционных религий), его поместят в часовню для молитв при храме Марии-Царицы Мира в Озерном.

Архиепископ Пета сообщил, что новая часовня выполнена в форме юрты, традиционной для всех кочевников Центральной Азии. При храме также вскоре откроет двери новый центр приема паломников, посвященный святому Иоанну Павлу II. «Новая часовня в форме юрты будет открыта для всех посетителей, независимо от вер и национальностей; она станет местом встречи с Девой Марией, а через Марию с Иисусом», — заверяет архиепископ Пета.

Художник со своей стороны вспоминает, что прошел через немалые трудности творческого и духовного плана после того как архиепископ попросил его написать образ Девы Марии и Младенца Иисуса для католического храма – особенно ввиду того, что сам художник не христианин и не особенно привержен своей религии. «Когда я получил предложение написать этот образ, я, конечно же, прошел через колебания и естественные сомнения разного рода, – признается художник. – Я долго размышлял, говорил со своими родственниками, братьями и друзьями, и многие из них подбодрили меня, сказали – ты должен написать этот образ, ведь это часть нашей общей культуры».

Касымов отмечает, что его увлекают духовные аспекты взаимодействия созданного им образа «степной Богоматери» с европейскими канонами изображения Пресвятой Девы Марии. «Младенец Христос, смотрящий чуть в сторону от матери, испытывает смешанные чувства, – говорит художник. – Этот взгляд означает, что, с одной стороны, Ему тяжко оставлять свою мать, но с другой стороны… где-то в глубине души и в Его юном подсознании уже растет ощущение, что Ему сужден свой нелегкий путь, как и каждому из нас сужден свой путь в жизни. Я также хотел донести через этот образ нашу красоту, хотел сделать красоту наших женщин, наших матерей близкой и понятной миру».

Художник поясняет, что Богородица изображена смотрящей чуть вниз и в сторону, поскольку «в казахской традиции женщину украшает скромность, и казахи считают не совсем правильным и невежливым, когда женщина смотрит прямо в лицо собеседнику или зрителю». «Мы напоминаем по-казахски девушкам «тыгылып карама», что означает «не смотри прямо перед собой», – поучает художник. – Женщине скромность не велит смотреть прямо в глаза зрителю, а потому и здесь она смотрит чуть вбок и вниз. В нашем народе это считается признаком скромности, чистоты и верности неписанному этикету. Кроме того, взор Девы Марии можно воспринимать как заглядывающий в будущее, ибо она предчувствует судьбу, ожидающую Ее сына».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.