История венка Адвента

Традиционный рождественский венок с четырьмя свечами, символизирующими свет, который озарит мир с рождением Христа – атрибут лютеранства, пришедший из Германии.

Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским пастором Иоганном Хинрихом Вихерном.

Пастор Вихерн открыл в своем родном городе школу-приют для сирот и назвал её Das Rauhe Haus. Это было его первое крупное начинание, связанное с благотворительностью. Позднее Вихерн стал известен как организатор т.н. «внутренней миссии» Евангелической Церкви и основал ещё множество подобных учреждений.

В Адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча. Так дети смогли следить за тем, как приближается время Рождества. С тех пор венок стал одним из символов Адвента.

Позже он изменил вид венка. Вместо двадцати четырех свечей оставил только четыре, по одной на каждое воскресенье Адвента. Обычай готовить Адвентский венок (нем. Adventkranz) очень быстро распространился по всей Германии, как среди лютеран, так и католиков, а вскоре и по всему христианскому миру.

Сегодня венок Адвента — это венок с четырьмя свечами, сплетённый из веток ели. Для большей красоты его обвивают разноцветными (чаще всего красными и золотистыми) лентами, украшают колокольчиками и ангелочками.

У этого венка могут быть и естественные украшения – ягоды. Дело в том, что кроме еловых лап в рождественском венке традиционно присутствуют веточки омелы, остролиста (падуба), нертеры («мох святого Николая»). Все эти растения — вечнозеленые, а зимой на них появляются ягоды: жемчужные у омелы, коралловые у нертеры и ярко-красные у падуба остролистного.

И омела, и остролист, и нертера будучи вечнозелеными, символизируют саму Жизнь, т.е. Спасителя, что своим рождением в этом мире подарил нам надежду на Жизнь Вечную.

Но венок Адвента не будет полноценным, пока в него не будут вплетены четыре свечи. Каждая из свечей носит своё название: Первая свеча — Свеча Пророчества; вторая — Вифлеемская; третья — Свеча Пастухов; четвёртая — Свеча Ангелов.

Различаются свечи Адвента и по цветам: они зависят от традиций той или иной страны. Где-то используются четыре свечи одного цвета (например, красные), где-то предпочитают, чтобы одна из свечей отличалась от трёх других (например, три фиолетовых и одна красная или три красных и одна белая). Рождественские венки часто украшаются и по цвету поста — тремя фиолетовыми и одной розовой свечой. Розовую свечу зажигают в третье воскресенье адвента, которое носит название Gaudete (Возрадуйтесь!).

В первый Адвент зажгут первую свечу, после чего по свече будет зажигаться каждое воскресенье. Так, если в первое воскресенье на венке будет гореть одна свеча, то во вторую — уже две, в третью – три, в последнее (четвертое) воскресенье Адвента будут сиять весёлыми огоньками все свечи, возвещая скорое наступление праздника.

Несмотря на темноту за окнами в домах будет становиться всё светлее и светлее. Свет будет побеждать тьму, а жизнь — смерть.

Когда на венке Адвента горят все четыре свечи – это знак того, что праздник уже на пороге. Все четыре свечи будут зажжены и в день Рождества.

На протяжении Адвента свечи на венке горят не весь день, а только те несколько часов, когда вокруг них собирается вместе вся семья.

В рождественский Сочельник загораются все свечи и горят уже до полного сгорания.

В Европе рождественский венок можно увидеть как в алтаре церкви, так и на обеденном столе во многих семьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *