В Каире нашли древнеегипетское святилище времён Исхода

В историческом районе Эль-Матарейя, расположенном в пригороде египетской столицы, археологами из Айн-Шамского университета обнаружено святилище эпохи правления одного из величайших фараонов Древнего Египта Рамзеса II.

Как сообщает сайт египетского правительственного медиа-портала «Ahramonline», останки постройки найдены на месте крупного религиозного центра Египетского царства эпохи XIX династии – города Гелиополя. Известный египтолог проф. Мамдуха Эльдамати, возглавляющий археологические работы в Эль-Матарейе, говорит, что это открытие является на сегодняшний день уникальным. «Это единственное из известных сейчас науке такого рода святилищ, относящееся к Новому Царству». «Оно использовалось для празднования Хеб-Седа как в правление фараона Рамзеса II (годы правления: ок. 1279 – 1213 гг. до Р. Х.), так, судя по всему, и при последующих правителях XIX-ой и XX-ой династии.

Первые находки, связанные с этой залой для священных церемоний, были сделаны в прошлом археологическом сезоне (март 2018 г.), говорится на официальной странице Министерства древностей Египта в «Фейсбуке». В нынешнем сезоне была раскопана та часть помещения, которая оставалась под землей, – это, прежде всего, ступени тронного места, система входов и выходов, а также фрагменты стен, со встроенными в них нишами-хранилищами для ритуальных керамических сосудов. Одно из хранилищ керамики осталось в полной сохранности (датируется Третьим переходным периодом – XI – VII вв. до Р. Х.).

Также в процессе археологических изысканий было обнаружено множество других артефактов, включая несколько каменных блоков колонн и фрагментов стен с надписями, относящимися к правлению фараона XX династии Рамзеса III.

Хеб-сед — древнеегипетский «Праздник хвоста», который торжественно отмечался в тридцатый год правления фараона, а затем, как правило, каждые следующие два-три года его царствования. Праздник имеет весьма древнее происхождение и, по-видимому, существовал уже во времена фараонов Удиму и Джосера (1-ая половина III тыс. до Р. Х.). Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил «джед» (см. ниже). Священнодействия Хеб-Седа были направлены на обновление силы действующего правителя и испрашивания для него у богов долголетия и успешного царствования на последующие годы его царствования. По мнению ряда исследователей, праздник мог сохранять магические смыслы, заключавшиеся в восстановлении мужской силы царя, которая, по представлению древних египтян, напрямую была связана с плодородием подвластной ему страны.

Хотя ритуалы Хеб-Седа совершались на протяжении всей истории Древнего Египта, детальные описания сцен этой церемонии сохранились лишь на настенных рельефах пятой династии, на «стеле Хеб-Седа Аменхотепа III, а также на храмовых изображенияих и надписях периода правления Эхнатона и эпохи XXII династии. Что касается Рамзеса II, то от его царствования дошли свидетельства о том, что за свои 67-лиетний период правления этот фараон совершал церемонию Хеб-Сед 14 раз.

Праздничные торжества включали тщательно разработанные храмовые ритуалы, процессии, жертвоприношения. Одним из центральных священнодействий – «водружение столба джед», ритуального фаллического атрибута (в качестве такового использовался украшенный особым образом крестец бычьего позвоночника), символизировавшего силу и продолжительность правления фараона, источников которых считались боги и, прежде всего самый почитаемый в Гелиополе бог-создатель и устроитель мира – Атум, отождествлённый на определённом этапе становления общеегипетской мифологии с фиванским богом Солнца Ра.

В сентябре 2008 года в ходе раскопок в районе Айн-Шамс, расположенном по соседству с Эль-Матарейей, археологи нашли руины храма, посвященного богу Солнца Атуму-Ра, который построил Рамзес II. Там же весной 2018 г. были обнаружены и извлечены из земли фрагменты гигантской статуи этого фараона.

На сегодняшний день подавляющее большинство археологов, библеистов, историков признают тождество фараона времени исхода еврейского народа из Египта (См. Исх 3 – 12) с фараоном Рамзесом II.

Что касается города Гелиополь, на месте которого сделаны археологические открытия, то это был один из древнейших и крупнейших городов Древнего Египта. В период правления XIX-XX династии он был одним из основных религиозных центров страны, на ряду с Фивами и Мемфисом.

В греческой версии Книги Исход Септуагинте говорится, что Гелиополь, или по-древнеегипетски – Иуну (греческий вариант произношения – «Он»), перечисляется вместе с городами Пифом и Раамсес, которые строили по приказу фараонов бывшие государственными рабами евреи (в Еврейской Библии этот город не упоминается). Кроме того, согласно Быт 41:45, 50, Иосиф, ставший визирём и соправителем фараона в Древнем Египте, имел тестем жреца Гелиополя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *