Литургический год

Литургический год, каким он нам знаком сегодня, вырос, словно дерево, через века.

Поэтому я и решил здесь представить его в виде древесного ростка развива-ющегося, несмотря на смену различных времен года, весной и летом, осенью и зимой.

Хотя, впрочем, представить его можно в виде самых различных схем — например, в виде циферблата часов поделенных на четыре четверти, или в виде четырех природных стихий — воздуха, земли, воды и огня, а можно и в виде четырех направлений света — севера, юга, запада и востока. Эта традиция, делить год на четыре части имеет даже более глубокие корни чем сама история христианской церкви (см. Быт. 8, 22).

В Литургический год включены все обряды христианской церкви и он, как я уже упомянул, условно разделен на четыре части, каждая из которых имеет свой цвет:

  1. Праздничные дни — обозначаемые белым цветом.

  2. Время поста — фиолетовый цвет.

  3. Красный цвет — праздники посвященные третьему Лицу Святой Торицы — Божьему Духу, дарующему Церкви ее силу.

  4. Зеленый цвет — это рядовое время, время роста, церковного созревания, покоя, относительной свободы от перипетий связанных с радостными переживаниями праздничных дней, с кропотливой духовной работой дней постных, или с воспоминаниями о тех славных днях Церкви, когда Она демонстрировала величие силы Духа, наполняющего Ее, в подвигах своих мучеников.

Кроме того, Литургический год, по чередованию воскресных и праздничных дней, вполне делится и на пять периодов разбросанных по четырем частям года.

Эти 5 периодов, посвящены важнейшим событиям евангельской истории, связанным с жизнью Иисуса Христа — от Рождества Христова до сошествия на апостолов Святого Духа, которого Он обещал даровать им в день своего Вознесения:

Пять литургических периодов Четыре части литургического года
и его четыре основных цвета
1 Период адвента (преддверия Рождества) Время поста Фиолетовый
2 Рождественский период Рождественское время Белый
3 Период Великого поста Время поста Фиолетовый
4 Пасхальный период Пасхальное время Белый и красный
5 Рядовой период Рядовое время Зеленый

Таким образом, как мы видим из вышеприведенной таблицы, во время литургического года церковь имеет возможность переживать, вновь и вновь, Мистерии Родившегося, Умершего и Воскресшего Спасителя.

Адвент (литургический цвет — фиолетовый)

Центром Литургического года является пасхальный период, который заканчивается Пасхальным воскресением. Вокруг него и строится, в общем, вся основная история христианства, выраженная в виде цепи литургического года, берущего свое начало во времени ожидания прихода в мир Спасителя — Адвенте, продолжающемся в Его Рождестве, возрастании, страдании, Крестной Смерти, и заканчивающемся в Его Воскресении — Пасхе, принесшей новое рождение — церковь Христа, которая возникла в день сошествия на апостолов Святого Духа — Пятидесятнице.

Рождество (литургический цвет — белый)

Время рождества берет свое начало с вечернего богослужения 24 декабря посвященного Рождеству Христа и заканчивается в воскресенье, в день Крещения Господня, следующим сразу за праздником Богоявления, отмечаемым 6 января. Таким образом, церковь отмечает в рождественский период, после Рождества Христа, два праздника:

  1. Праздник проявления в мире Его Божественной сущности — Богоявление.
  2. Праздник посвященный Его Мессианскому предназначению — Крещение Господне.

Сам же канун праздника рождества 24 декабря характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь. А с 25 декабря, который является главным днем праздника и днем зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: «Я — свет миру!» (Ин. 8: 12)

Период Великого поста (литургический цвет — фиолетовый)

Период Великого поста охватывает 40 дней, предшествующих празднованию Пасхи. Он тянется с Пепельной среды, вплоть до Пальмового воскресения, и является воспоминанием сорокадневного поста, который держал в пустыне наш Спаситель, перед тем как принести свое учение миру. Это время покаяния и молитвы: мы, так же как и Иисус, должны вместе с Ним идти символически в Иерусалим, для того чтобы умереть для греха и несовершенства, и воскреснуть в Нем к Новой Жизни.

Так как все воскресенья Великого Поста и будние дни Страстной недели приравниваются по своей значимости к великим праздникам, то все иные праздники, приходящиеся на эти дни, переносятся на ближайший свободный от торжеств и праздников день.

Кульминацией Великого Поста считается Страстная неделя, которая начинается с празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья) и оканчивается Священным Пасхальным Тридневием (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) Четверг, посвященный воспоминанию Тайной Вечери, Великую (Страстную) Пятницу, посвященную воспоминанию Страстей Господних и Великую (Святую) Субботу — канун пасхального торжества.

Пасхальный период (литургический цвет — белый и красный)

Пасхальный период в 50 дней тянется с Пасхи до дня Пятидесятницы и начинается с празднования Светлого Христова Воскресения (Пасхи), которая выпадает на срок с 22 марта по 25 апреля. Будучи самым главным великим праздником, Пасха отмечается в течение 8 дней (октавы). На сороковой день Пасхального периода отмечается праздник Вознесения. Пасхальный период завершается праздником Сошествия Святого Духа на апостолов, отмечаемого на 50-й день после праздника Пасхи.

С введением григорианского календаря основные правила для вычисления дня Пасхи, которыми руководствуется Западная Церковь, остались прежними, но календарная реформа внесла изменения не только в обыденную жизнь западных христиан, но и в порядок расчетов Пасхалии. Поэтому даты празднования западной и восточной Пасхи совпадают крайне редко и, как правило, имеют расхождение в одну неделю (иногда, правда изредка, это расхождение достигает 1 месяца).

Объяснять здесь вычисление пасхалии в иудаизме и восточной, православной церкви, я не буду, скажу лишь только, что по западному календарю пасха вычисляется довольно просто — после 21 марта (дня весеннего равноденствия) ожидается полнолуние, первое воскресение после которого и будет днем празднования Пасхи.

Для тех же, кто хотел бы более простым способом узнать о наступлении дней пасхи как по западному, так и восточному календарю, предлагаю бесплатную компьютерную программу, позволяющую с легкостью определить пасху на любой год (которой, кстати, и сам частенько пользуюсь). Загрузить ее можно слева по ссылке — «Программа высисления пасхальных дат»

Рядовой период (литургический цвет — зеленый)

Этот заключительный период начинается после воскресения Крещения Христа и прерывается с пепельной средой, после чего возобновляется с окончанием Пятидесятницы, и заканчивается первым воскресением Адвента, как раз тогда, когда заканчивается один литургический год и начинается следующий.

Пастор Иван
15.08.05

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *