Notre-Dame de Paris

Несмотря на то, что экстравагантные планы реконструкции собора Нотр-Дам в Париже были осуждены и отвергнуты, интерьер собора все же, как можно думать, преподнесет сюрпризы, когда восстановленный после пожара храм вновь откроет свои двери в 2024 году, отмечает издание Тhe Аrt Newspaper.

На общественном мероприятии, посвященном 39-му изданию Дней европейского наследия, Жан-Луи Жоржлен, ответственный за организацию реставрации собора Нотр-Дам, сказал, что после столетий забвения недавно вычищенный интерьер станет «шоком».

Текущая фаза очистки включает в себя нанесение латексной пасты на внутреннюю каменную кладку. Через несколько дней латекс можно отклеить, сняв вместе с ним скопившуюся пыль и грязь.

Филипп Вильнев, главный архитектор французских национальных исторических памятников, заявил, что после завершения реставрации собор станет «светящимся».

Латекс был разработан в качестве чистящего материала для исторической каменной кладки в 1990-х годах и впервые был использован в Великобритании в соборе Святого Павла во время 15-летней реставрационной кампании, завершившейся в 2011 году. Здесь латекс служил носителем для активных веществ дикалий ЭДТА и аммиака в продукте под названием Arte Mundit, пасте, разработанной ныне несуществующей бельгийской компанией FTB Restoration и считающейся «наиболее эффективным» методом очистки собора Святого Павла, который был выбран вместо традиционных методов с использованием воды или абразивов.

Между тем, возникает вопрос: есть ли веские основания для того, чтобы представить искусственно осветленный и антиисторический белый интерьер собора Нотр-Дам?

В Ребатир Нотр-Дам де Пари, государственном органе, созданном в 2019 году для надзора за реставрацией знаменитого французского собора, сообщили: «Латекс нанесен на все стены, включая украшения». Представитель организации сказал, что, хотя предыдущие составы, содержащие латекс, «содержали добавки или стабилизаторы, такие как аммиак, которые могли создавать трудности в прошлом», в последние годы составы улучшены, чтобы эффективнее защитить как здания, так и здоровье. Ребатир Нотр-Дам де Пари также подтвердил, что ЭДТА не использовался в соборе.

Использование латекса, аммиака и ЭДТА уже вызывало споры в 2003 году, когда они были выбраны для использования в соборе Святого Павла в Лондоне. В том же году реставратор Джон Ларсон выразил «возмущение», указав, что в то время нанесение формовочных материалов на камень было запрещено в V&A и других крупных коллекциях из-за опасений, что это может нанести ущерб. Он сказал: «Если вы судите обо всем по тому, выглядит ли оно ярче и чище, вы судите об этом на основе того, как выглядит ванная комната». И он, и Ричард Уолберс, в то время работавший в Университете охраны природы штата Делавэр, выразили озабоченность в Conservation News (издание Института консервации исторических и художественных произведений Соединенного Королевства, с тех пор объединенного в Институт консервации) по поводу допустимости использования латекса, аммиака и ЭДТА в соборе, причем последний ранее уже вызывал споры при очистке Сикстинской капеллы.

Кроме того, в январе 2003 г. The Times сообщила, что инспекторы по охране труда были вызваны в собор Святого Павла в Лондоне после случаев кожной сыпи и проблем с дыханием среди персонала. В то время содержание латекса считалось наиболее вероятной причиной побочных реакций, хотя высокий уровень другого ингредиента, аммиака, также может вызывать «раздражение глаз, носа и горла», согласно данным Public Health England. В дальнейшем сообщалось, что Arte Mundit содержит «еще три опасных вещества, которые могут вызывать сыпь, кашель и боль в горле». После этого распыление реагента в соборе Святого Павла было ограничено ночным временем, чтобы свести к минимуму любые дальнейшие риски.

Тем не менее, в Ребатир Нотр-Дам де Пари заявили «Внутренние фасады вернут свой первоначальный цвет... Это, конечно, не белый цвет: камень имеет светлый цвет, и архитекторы очень внимательно относятся к получению патины, которая уважает века».

Майкл Дейли, директор ArtWatch UK, который ранее возглавил оппозицию очистке собора Святого Павла, сказал: «Существует эта постоянная техноинфляция, когда последний метод представляется как сверхнаучный прогресс, но только до тех пор, пока не появится следующий и он не исчезнет, изменится или будет заменен».

Однако привлекательность чистого камня сейчас так же сильна, как и в случае с собором Святого Павла 20 лет назад. Представитель Министерства культуры Франции Жан-Мишель Гильман, став свидетелем уборки в Нотр-Даме, сказал в интервью The Times: «Белизна под грязью была довольно впечатляющей». В свою очередь Майкл Дейли сказал: «Действительно важные вопросы в реставрации, по сути, не технические, они эстетические, исторические и художественные. Вопрос в случае Нотр-Дам, как и в случае собора Святого Павла, заключается в том, есть ли веские основания для желания представить искусственно осветленный и антиисторический белый интерьер».

В Ребатир Нотр-Дам де Пари отвергли предположения о том, что они стремятся сделать интерьер парижского собора белым: «После пожара потребовалась тщательная уборка всех интерьеров. Внутренние фасады вернут свой первоначальный цвет, так как часовни и боковые проходы были очень грязными». «Когда он снова откроется в 2024 году, паломники и посетители со всего мира найдут собор еще более красивым, чем когда-либо», - считают в организации.