История британского иконоборчества, искусство под атакой.

В музее Тейт Британия проходит выставка «Искусство под атакой. История британского иконоборчества», рассказывающая об умышленном уничтожении икон, картин, скульптур, архивных материалов и др. предметов религиозного содержания, начиная с XVI в. и по сегодняшний день, сообщает сайт музея.

Это первая выставка подобного рода, исследующая историю вандализма в Британии, а также мотивы и причины существования иконоборчества в современном цивилизованном обществе.

Экспонаты выставки: обезглавленная статуя Христа, изуродованные скульптуры Богородицы, разбитые витражи c изображениями святых, сломанные кресты и церковная мебель, изрезанные и испорченные полотна c евангельскими сюжетами. Они сопровождаются рассказами о разрушительных действиях пуритан в XVI — XVII вв. — английских радикалов, провозгласивших себя приверженцами «очищенной религии» и стремившихся очистить протестантскую Церковь от «католических» обрядов.

В то же время на выставке представлен специально повешенный вверх ногами портрет Оливера Кромвеля (1599 —1658), предводителя пуритан, ревностного противника традиционного, евангелического протестантизма. Свидетельствами религиозно-политической борьбы являются и демонстрируемые на выставке отколотые фрагменты статуи премьер-министра Великобритании Уильяма, 3-го герцога Портлендского, и Трафальгарской колонны Нельсона в Лондоне, поврежденных взрывами соответственно в 1929 и 1966 гг.

Выставка рассказывает и o других современных случаях нападения на религиозное искусство, стимулируемых моральным или эстетическим произволом.

Между тем Мартин Лютер в своем произведении «Против Небесных пророков, об изображениях и Таинствах» настаивал на том, что к образу необходимо относиться как к предмету духовного искусства, с уважением. Он обрушивается с критикой на иконоборцев и современных ему «харизматов» предостерегая народ Божий от впадения в грех иконоборчества:

«Они устанавливают иной внешний порядок, который Бог вовсе не планировал ни устанавливать, ни запрещать, как напр. что не нужно иметь икон, церквей, алтарей, богослужения не нужно называть св. Мессой, причастие не нужно называть Таинством, или приподнимать Его (во время богослужения), не надо иметь особого духовного облачения, но нужно носить серый сюртук, непременно называть себя «дорогой сосед», убивать безбожных князей, проявлять нетерпимость к несправедливости, и производить массу смиренных действий, и благочестивых жестов, которые они сами себе сочиняют, и на которые Бог не обращает никакого внимания.

Кто же, по их мнению, поступает иначе, тот вдвойне папист, который распял Христа и совершил убийство и, потому должно быть законник.  Кто же, однако, так поступает, по их мнению, весь, вплоть до сапог, уже перемахнул в духовную жизнь и являет из себя подлинно – духовного учителя.

О святые угодники! Если ты спрашиваешь их, кто приказывает им такое, то они простирают вверх руку со словами: „Ах, мой Бог говорит мне, дух мой требует“; да, все их мечты это лишь тщетность Божьего Слова. Ну, каков союз — а? Осознаешь ли ты хотя бы приблизительно, что это был за дух?»

о. Иван

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *