Лютер и прекрасный пол

Мартин Лютер больше ценил женщин, чем умные дискуссии. И именно поэтому он видел призвание женщины, прежде всего, в воспитании детей и домашнем хозяйстве, а не в том, чтобы  прекрасный пол тратил свои силы и нервы на разрешение общественных вопросов.

«Я так много пишу о браке, и так часто оказываюсь в окружении женщин, что однако странно, что я так до сих пор и не стал одной из них» (Мартин Лютер)

Мартин Лютер и его отношение к женщинам

В начале 16-го века личность Реформатора  вызвала большой интерес у женской половины общества. Лютер с самого начала своей деятельности обрел поклонниц. Одна из первых женщин, был Аргула фон Грумбах. Она решительно вошла в среду баварских Реформаторов и публично исповедала протестантизм.

А герцогиня Елизавета фон Каленберг-Геттинген состояла с Мартином Лютером в активной переписке; она была для своего времени необычайно образованной женщиной, очень продуктивной писательницей и считалась «Княгиней Реформации», почти уже «теологом в юбке»

Но не всегда все было гладко, конечно Реформация с одной стороны пересмотрела роль замужней женщины – практически все реформаторы женились, и таким образом личным примером дали высокую оценку браку и супружеству. А с другой стороны, протестантская Реформация распустила женские монастыри и сократила должность аббатис, что лишило женщин возможности получить ведущее положение в церкви.

Из-за этого протестантской церкви потребовалось много времени, чтобы предложить соответствующее положение женщинам, кое-где возродив монастыри без принесения постоянного обета безбрачной жизни, а кое-где восстановив должность диаконис (не путать с первой степенью священнического сана), служительниц церкви для нуждающихся в уходе и социальной помощи людей.

Кроме того, Реформация не всегда шла Евангелическим путем, иногда, как среди мужчин, так и среди женщин появлялись и те, кто скорее был реформатом, чем лютеранином, кто отвергал спасительные Таинства в угоду собственным измышлениям.

Таким представителем реформатского крыла была Екатерина Шутц, жена Страсбургского проповедника Маттиаса Целла. Она настаивает на том, что женщины должны иметь право выражать свое мнение относительно теологических вопросов, и ссылается при этом на места из Библии, она лично пишет Лютеру, и не пасует даже перед его критикой, вступая с ним в диспут о понимании Таинства Алтаря.

Равноправие и эмансипация, или больше не греши Ева

Как известно, женой Мартина Лютера была Екатерина фон Бора. Именно с ней делился реформатор своими идеями и планами, а так же взглядами на брак, семью и воспитание детей.

Но что привлекало в фигуре Мартина Лютера других женщин? Ведь его представления об эмансипации и равноправии женщин были далеки от современного идеала некоторых «лютеранских» церквей давших сегодня зеленый свет женщинам в священнический сан и епископат. Даже для своего времени он был скорее ретроградом, чем прогрессистом. Он видел своих современниц в доме, семье, у очага. Именно это был его идеал настоящей христианки. Впрочем, совершенно библейский. Ведь именно Сам Бог в Писании дает дар женщине быть «помощницей, соответственной своему мужу» (Бытие 2:18)

Пожалуй, именно эта роль женщины и была затеряна современной Лютеру Римско-католической церковью, где на первый план выходил образ Богоматери, не как Матери и Хозяйки домашнего очага, но как Девы гордящейся своей невинностью. Обыкновенная женщина в Средние века ощущала себя неизменно ниже и духовно грязнее монастырских дев, что только и занимались тем, что блюли целибат и с утра до ночи молились. Один историк писал: «Все, что они умели — это молиться и петь»

Лютер же провозгласил равное достоинство всех женщин, и простая стряпуха, и монахиня, пред Богом одинаково ценны. В своих письмах Он писал: «Высшая роль женщины как христианки — быть хорошей домашней хозяйкой, любящей супругой и матерью». Женщина — больше не грешная Ева, а управляющая, которая руководит христианским домом. И это очень в духе Евангелия, которое вовсе не утверждает превосходство безбрачия над семьей, а для большинства скорее даже наоборот: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе… В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1-е послание апостола Павла к Коринфянам, глава 7).

Свое же личное отношение к браку Реформатор выразил в следующей фразе, которую очень любил повторять: «Пусть жена сделает так, чтобы муж радовался, приходя домой. А муж пусть сделает так, чтобы она грустила, видя как он уходит»

Все эти изречения Лютера на сегодня многим кажутся чересчур ретроградными, однако они крайне революционны по отношению к современной ему церкви и крайне консервативны для правильного формирования христианского отношения к таинству брака у современного мира, отклонившегося сегодня от христианских принципов по этому вопросу в другую, слишком либеральную сторону.

Умные и смелые

Да, миру сегодня очень не хватает таких смелых последовательниц учения Мартина Лютера как вышеупомянутая Аргула фон Грумбах, первая женщина  — протестантский автор писем и памфлетов, написанных в защиту Мартина Лютера и его коллеги Филиппа Меланхтона а так же других протестантских групп. Эта христианка известна, прежде всего, благодаря своему письму, направленному в университет  Ингольштадта, в котором она высказалась против ареста студента лютеранина.

Как и иные ее современницы, не побоявшиеся отстаивать учение Церкви, она оказалась в гуще борьбы, где открытое провозглашение ее взглядов, было делом, требующим недюжинной смелости.  Ее письма и памфлеты часто становились бестселлерами, которые издавались десятками тысяч копий, и циркулировали еще в течение нескольких лет после их публикации.

Но подобное положение женщин, когда им приходится проявлять смелость и идти на риск, и сегодня, проявляя себя в деле защиты христианских ценностей, свидетельствует не о воле Бога, но о несовершенстве нашего мира, в котором женщинам приходится взваливать на свои хрупкие плечи порой совершенно непростые задачи.

о. Иван Чернышев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *