Мф 6:12. И прости нам долги наши…

Автор: Карл Росениус

Эта молитва — «Прости нам долги наши» — сродни сердцу уверовавшего человека, суть его духовной жизни. Посредством ее действия человек полностью пробуждается для Бога. Когда сердце останавливается и больше не качает кровь по артериям, жизнь уходит и душа оставляет тело. То же самое происходит и с духовной жизнью, когда прекращается эта молитва. Человек уже не ищет прощения, не видит нужды в помиловании. Прекращается хождение в благодати. И тогда Дух Святый отступает. Мы знаем, что духовная жизнь человека зависит от двух важнейших способов воздействия на него благодати — покаяния и веры. С одной стороны, это осознание греха, которое приводит человека к испрашиванию прощения за содеянное и силы противостоять искушению в будущем. С другой стороны, это познание благодати, благодаря которой человек и испрашивает, и принимает даруемое прощение. Именно ради этого ключевого момента нашей духовной жизни Господь научил нас Своей молитве. Мы знаем, что если в человеке есть все, требуемое для жизни и чистоты, но нет этой самой молитвы, то его душа мертва, его духовная жизнь — обман. Господь Христос провозглашает это, когда обращается к ангелу Ефесской церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Отк. 2:4). «Первая любовь» — это любовь того, кто только что получил прощение, чье покаяние было принято, о чем и свидетельствует Христос, говоря: «Кому много прощено, тот много любит».

Вот первое из того, чему эта молитва хочет нас научить. Читая, что Господь наставлял Своих детей произносить слова ежедневной молитвы «Прости нам долги наши», сразу понимаешь, что Его дети всегда будут испытывать нужду в прощении присутствующих в их жизни грехов. Он не стал бы оставлять нам Свою молитву как лицемерное выражение того, о чем человеку уже не следует волноваться. Но Он оставил ее как знак Своей крайней обеспокоенности. Да поселит Господь в наших сердцах страх допустить такое лицемерие, когда, продолжая возносить эту молитву, мы бы не замечали в себе грехов! Итак, эта молитва свидетельствует, что истинные христиане должны видеть в себе греховность и чувствовать постоянную нужду в уверенности, что грехи прощены. Это — первое, к чему нам необходимо отнестись со всей серьезностью и что необходимо накрепко запомнить.

Второе, что следует уяснить себе — осознание наших грехов не является доказательством несостоятельности нашей христианской веры. Есть христиане, которые, несмотря на свое трепетное отношение к Евангелию и постоянное применение его а жизни, редко чувствуют себя свободными духовно. Происходит это только потому, что они бессильны освободиться от своего греха, ожидая этого освобождения вследствие правильной веры. Они хорошо знают, потому что видят это в примерах из Писания, что верные Богу также совершают грехи, что плоть борется против духа. Но, несмотря ни на что, как только в своей жизни они обнаруживают присутствие греха, тут же запутываются и теряют всю свою свободу от одной только мысли — что если бы они были истинными христианами, то никогда бы не совершили подобного греха. В своих сердцах они лелеют мысль, что истинные христиане должны быть свободны от греха. Поэтому, произнося эти слова в молитве, им надлежит пробудиться и признать свою ошибку. В жизни христиан все еще присутствует грех, если бы его там не было, то нам не за что было бы испрашивать прощения. Господь учит Своих ближайших учеников и всех истинно верующих в Него молиться ежедневно, и эта молитва заповедует нам произносить слова: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Заметьте, истинные дети Его все еще страдают от греха. Он не свидетельствовал о том, что Его дети будут свободны от греха, но, напротив, что грех постоянно будет беспокоить их.

Третье, на что следует обратить внимание — это факт, что Господь настаивает и желает простить нам наши грехи, что Он приготовил Своим детям вечное прощение. Вдумайтесь в слова верного Спасителя нашего, подтверждающие Его истинное желание простить нас. Мы находим чудесное утешение в том, что Господь учил нас испрашивать у Него помощи в нуждах наших. Конечно, невозможно не признать, что Он хочет даровать нам то, о чем Сам учил просить. Возможно ли представить, что верный Господь и Спаситель, проливший Свою кровь ради прощения грехов и учивший нас испрашивать этого прощения, вдруг откажет нам, когда мы, приходя к Нему, испросим о том, чему Он сам учил и что заповедал? Станет ли Он так безжалостно обманывать нас? Тот, кто пришел и пролил Свою кровь ради безграничной любви к нам? Кто же тогда скрывает от нас правильное понимание этой истины? Кто наполняет наши сердца мраком и сомнениями относительно Божией благодати, так что мы почти не в состоянии правильно понять ее и твердо верить в нее? Не пора ли уяснить, что это дело рук Врага наших душ? Уяснить и принять уверенность в надежности Христа и уготованном нам от Него прощении!

К. У. Росениус. Слово Божие на каждый день.
СПб.: Светоч, 2005. С. 588-590

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *