«Башня опыта» или оправдание по вере

Автор: пастор Игорь Журавлев

«Опытом в башне» называют то, что Мартин Лютер пережил в своей рабочей келье, которая находилась в башне Черного Монастыря. В то время он был переведен в Виттенберг, назначен младшим настоятелем в обители Августинова братства и продолжал готовиться к докторской диссертации. Он изучал апостола Павла, больше всего – «Послание к Римлянам». Он горел желанием понять, что значат слова ап. Павла: «В Нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим.1:17).В псалме 30:2 Лютер прочитал: «По правде Твоей избавь меня». Но философские воззрения мешали дать библейское толкование понятию «правда». Лютер в то время придерживался следующих взглядов: Бог действует праведно как Судья и поэтому должен наказать грешников и неправедных людей. Он спрашивал себя: как же этот Судья может быть спасителем?

Лютер рассматривал Бога как смертельную опасность для жизни, потому что даже несмотря на величайшие усилия нельзя соответствовать масштабам Великого Судьи.  Он искал ответ у апостола Павла, но и у него он читал лишь о правде и праведности Бога. Даже у Христа не находил он мира для своей встревоженной совести. Казалось, даже Христос судит людей безжалостно. В отчаянии Лютер снова и снова переписывал  библейские слова «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим.1:16,17) и искал правильного их понимания.

Результатом стало реформаторское открытие, подобное чуду, Лютер признал: правда Бога была исполнена в страдании и смерти Иисуса Христа. Именно здесь эта правда находит свое удовлетворение. С этого момента она превращается в Радостную Весть, которую следует проповедовать людям и которая означает спасение для людей. В мы узнаем Бога милосердного, полностью оправдывающего грешников.

По этому поводу Лютер писал: «И тогда я почувствовал себя словно вновь родившимся, через открытую дверь я вступил в сам рай. Тогда все Писание предстало предо мной в другом свете»[1].

Так появилась доктрина об оправдании по вере, центральное учение всех протестантских Церквей. В основе доктрины оправдания верой лежит учение о благодати как незаслуженном благоволении Бога к падшему человечеству. Бог не за какие-то наши заслуги, не за соблюдение заповедей, не за совершение хороших поступков и даже не за веру нашу спасает нас. Ошибка многих толкователей заключается в том, что они понимают учение о спасении по благодати Бога через веру как учение о том, что Бог спасает нас за то, что мы уверовали. Это грубейшая ошибка, по сути своей сводящая доктрину о спасении по благодати к еще одному учению о спасении по делам. Ибо вера здесь понимается как некое дело, которое человек совершает: я уверовал и за это Бог меня должен спасти. Утверждающие подобное просто не понимают это учение, я бы даже сказал – полностью извращают его.

Суть доктрины оправдания по вере заключается в том, что вся заслуга в нашем спасении принадлежит исключительно Богу – soli Deo Gloria![2] Вера есть дар Божественной благодати погибающему человечеству. И таким образом она есть не причина, а инструмент спасения. Инструмент, даруемый Богом, при помощи которого Он приводит нас к спасению через Иисуса Христа.

Римско-Католическая Церковь, вначале резко отрицательно отреагировавшая на это учение, увидев в нем угрозу существования Церкви как посредника между Богом и человеком, к концу XX века все же пришла к выводу о том, что это учение полностью соответствует Священному Писанию. После почти двадцатилетнего диалога между теологами РКЦ и теологами лютеранских Церквей на свет появился документ под названием «Совместное заявление по вопросу учения об оправдании», подписанный главой Папского совета по поддержке христианского единства — с одной стороны и Всемирной Лютеранской Федерацией – с другой. В этой декларации констатируется следующее: «Вышеизложенное в настоящей Декларации понимание учения об оправдании показывает существование консенсуса в основных истинах учения об оправдании между лютеранами и католиками. (…) Учение лютеранских Церквей, представленное в Декларации, не подпадает под действие проклятия Тридентского собора. Проклятия, содержащиеся в лютеранских вероисповедных документах, не применимы к представленному в Декларации учению Римско-Католической Церкви»[3].

______________________________________________________________________

[1]  Г. Фауссель, Мартин Лютер, Жизнь и дело, Харьков, Майдан, 1995,  т. 1, стр. 47

[2]  Soli Deo Gloria (лат.) – Только (одному) Богу слава!

[3]  Совместное заявление по вопросу учения об оправдании, 1997, Окончательное предложение, пар. 5, п. 40, 41

На тему: “«Башня опыта» или оправдание по вере

  1. Алексей:

    Идея оправдания верой неизбежно влечёт идею предопределения, так как есть верующие и неверующие. Неверующие — это те, кого Бог обделил Своим спасательным даром? Если так, то полнота Его любви к человеку ограничена. Выходит, у Бога есть «любимчики».

    • pastor_ivan:

      Здравствуйте Алексей. Резкое заявление. Оправдание Верой это не простой вопрос. Все таки есть не два а целых три разных взгляда на него. Вы рассматриваете его с точки зрения Кальвинизма.

      Лютеранство рассматривает Веру как Благодать Света даруемому человеку находящемуся в темной комнате. В таком положении человек не может узреть Пути к двери ведущей из нее к свету. Он просто не может выбирать. Он не свободен. А вот если Иисус откроет эту дверь, тогда придет свет и появится возможность выбирать: отползти назад, под кровать, подальше от света режущего глаза (я так привык, мне итак хорошо), или узрев дорогу к выходу, принять ее.

      В отличие от Кальвинизма, где существует понятие предопределения к Осуждению и ко Спасению, в Лютеранстве принимается только последнее. Бог не осуждает, Он спасает. Осуждает человек себя сам, когда отвергает Дар Веры.

      Ну а в Православии вообще непонятная история на мой взгляд — спасение по делам. Откуда, если нет Веры? Ведь и Сама Вера это тоже дело, которое возможно лишь в одном случае, когда есть Благодать.

      Итак есть по меньшей мере, как я уже упомянул, три взгляда на этот вопрос: 1 — предопределения никакого нет (православие, католицизм), 2 — предопределение есть, но только ко спасению (лютеранство), 3 — предопределение существует и ко спасению и к осуждению (кальвинизм).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *